Владимир Станулевич считает, что мы должны научиться пользоваться своей историей в интересах сегодняшнего дня.
Владимир Станулевич, представляющий фонд сохранения исторического наследия «Император», совет которого возглавляет известная Тамара Румянцева, побывал в деревне Вавчуга и делится впечатлениями с читателями «Вечернего Северодвинска».
Дом с большой буквы – Там триста с лишним лет назад была устроена верфь «новоманерных» судов и спущены на воду фрегаты «Курьер» и «Святой Дух». А хозяин её Осип Баженин стал основателем русского торгового флота.
Почему Вавчуга? Озеро выше уровня Двины на несколько метров. На водопаде была поставлена лесопильная мельница, которую отец Осипа Баженина в качестве приданого за женой получил. Позже, побывав в Голландии, Осип мельницу модернизировал. И дело пошло! Иностранные купцы покупали доски для ремонта битых штормами кораблей. А потом и сам Осип решил корабли строить.
- Наши журналисты были в тех местах лет десять назад…
- Я знаю, вы писали. За это время ничего не изменилось! Райские места – и упадок и разруха! Давящее впечатление от дома Баженина. Основа дома крепкая - полуметровые в обхвате бревна уложены в стены. И простоит это дерево ещё не одно столетие, если не сгорит и крыша не потечёт. Видно, что дом в 1990-е приводили в порядок, но попытки что-то покрасить, обои поклеить дом не спасли – из него ушла жизнь! Всё сиюминутное давно облупилось, отклеилось, развалилось. А закрывали дом, как при бегстве: окна заколачивали дверями! Но основа у него не временная – вековая. Его местные жители так и называют уважительно - Дом, с большой буквы. Вы, спрашивают, к Дому идёте?
- Северодвинцам это знакомо. Здесь говорят Завод. И сразу понятно, что речь идёт о Севмаше.
– Именно! Там всё вокруг этого Дома вертится, он - стержень. И местные понимают, что сломается стержень - и деревня повалится. Вот только сделать ничего не могут.
- Это же памятник истории и культуры регионального значения?
- И соответствующая табличка имеется. Надпись утверждает, что лица, нанёсшие ему ущерб, будут преследоваться по всей строгости закона. Чиновники областного минкульта, ответственные за памятники, и нанесли самый большой ущерб своим бездействием. Страна должна знать своих героев – есть там такой Виталий Охремчук, начальник управления охраны памятников.
- А ведь этот проект - приведение в порядок Дома Баженина - вполне тянет на президентский грант.
- Разумеется! Но встать на ноги Дом может, только совместив в себе музей и гостиницу. Есть же предприниматели, у которых получается гостиничное дело – например, Валерий Митропольский - акционер северодвинского ЦУМа, гостиницы на Соловках, гостиницы в Крыму. Кто бы предложил ему взяться и за гостиницу в Вавчуге? Там ведь и идеология очень подходящая Северодвинску, связь времён – старая колыбель флота и новая колыбель. Власть должна включить Дом в программы по развитию туризма, по культуре, создав филиал музея, поделившись экспонатами. Я уверен, привели бы Дом в порядок - и деревня встала бы на ноги.
- Вот только добираться сложно…
- До Луковецкого и Чухчеремы дорога хорошая. От Чухчеремы до Вавчуги - чистое поле и тракторная колея вдоль берега. Но от Чухчеремы катером по реке 15 минут – и впечатления незабываемые. Есть еще дорога от Луковецкого на Вавчугу, но её не знаю.
Вавчуга обычная по нынешним временам деревня - зимой вымирает. Может, две-три старушки живут постоянно. Летом оживает. Рядом деревня с интересным именем Лубянки. Нас возил на лодочке по озеру Александр с Лубянки.
Дом Баженина украшает ещё одна табличка. Она гласит: «Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи «Звёздочка». Июнь 2004 года». Это пока весь вклад «Звёздочки». Кстати, в ведении Николая Яковлевича Калистратова и вторая, военная часть колыбели русского флота – соломбальская «Красная кузница». Если в Вавчуге 120 судов построено, то в Соломбале - 450 парусных линкоров и фрегатов. А там сохранились в очень плачевном состоянии два слипа (аналоги сухого дока) Соломбальского адмиралтейства примерно 1737-1741 года постройки. По Закону «Об объектах культурного наследия» этот археологический памятник надо поставить на учёт, а в идеале провести раскопки. Но это дорого - года три назад археологи называли цифру в 40 миллионов рублей по госрасценкам.
- Это серьёзная сумма. И где её взять?
- Есть законный способ: при проведении строительства и даже проектировании заказчик обязан заложить в смету средства на археологию. На этом месте «Красная кузница» собирается строить причал - это очень большие деньги. Можно и нужно обратиться к федеральной власти. Тот же Рогозин прекрасно понимает символическое значение колыбели русского флота, он сам гуманитарий. А уж что получится - посмотрим. Если ничего не выгорит, просто привести эту территорию в торжественный вид: убрать свалку пром-отходов, огородить цепями-якорями, установить стелу или макет корабля… И пожалуйте школьники, молодожёны, туристы и московское начальство на экскурсию.
Чай для зажиточных - А на региональную власть надежды совсем никакой?
- Региональные чиновники от культуры раздавлены размером проблемы - памятников тысячи! Только на реставрацию заостровской деревянной церкви потребовалось 70 миллионов. А таких церквей больше тысячи, половина деревянных церквей сосредоточена в нашей области, и большинство памятники федерального значения. Областной минкульт не знает, за что им хвататься, и бездействует: нам денег не дают, что мы можем сделать? Мы теряем памятники истории десятками, если не сотнями в год. Осенью прошлого года состояние памятников культуры Архангельской области смотрела областная прокуратура. Выводы, сделанные в докладе, катастрофические. За последние годы безвозвратно потеряно около 420 памятников истории и культуры.
Еще 15 лет - и мы церкви потеряем почти полностью, а федералы не выделяют деньги и не меняют правила реставрации. Ведь реставрация в пять раз дороже простого строительства! Надо провести в области и федеральный «круглый стол» по путям спасения деревянных памятников с приглашением писателей, режиссёров, журналистов, чиновников и депутатов.
В области министр культуры должен приглашать по списку зажиточных людей Архангельской губернии, поить чаем, напоминать о долге перед Родиной и уговаривать купить джип не через год, а через два - и спасти какую-нибудь церквушку. Если удастся уговорить одного из десяти, это будет отличный результат! Надо прекратить строить новые деревянные церкви и часовни, когда гибнут многовековые старые. Старые, если они регионального значения, надо переносить на новые места, раз местные жители не могут их сохранить сами. И так далее, и так далее.
Что выиграет Северодвинск? - Северодвинск от отголосков славного прошлого может что-то выиграть?
- Разумеется! Так было всегда: узкая специализация северодвинской оборонки - атомные подводные лодки – даёт пиковые значения, как это сейчас происходит, когда идут «Ясени» и «Бореи», развитие города идёт, дома для работников строятся. Но будет и просадка вниз, ведь внешняя опасность всё-таки в большей степени на сухопутных границах, чем на морских, – нужны танки, самолеты, ПВО.
Господин Рогозин недавно собрал руководителей судостроительных предприятий ВПК и заявил, что военное судостроение после 2018 года «должно спуститься с горочки». В связи с этим борьба за государственный рубль обостряется. И в этой борьбе придётся использовать все формы и методы. Даже те, о которых вообще не стоит говорить.
- А о чём говорить стоит?
– Нынешние руководители не знают, как использовать Вавчугу и Соломбалу. Мы вообще не умеем пользоваться своей историей, всякими нематериальными символами в своих интересах. Итог - победы технарей над гуманитариями и нарушения баланса. Вот о чём надо говорить в СМИ.
Нам нельзя отдавать Воронежу или Петербургу звание колыбели русского флота. Это весомый и красивый аргумент в пользу Северодвинска в Москве и везде-везде. Надо, как при Петре, бороться за повышение роли морской составляющей стратегии России, проводить исследования, убеждать через федеральные СМИ, лоббировать. Заметил, какое неприятие вызывает в соцсетях, даже у северодвинцев, необходимость строить новый авианосец вместо «Адмирала Кузнецова»: дорого, плавающий гроб и т.д. А то, что активная внешняя политика невозможна без авианосца, что политика эта - предохранитель и громоотвод от глобальной вой-ны, кто-то объясняет? Раз Северодвинску жизненно важно иметь морской госзаказ, надеемся только на себя. И высокое звание колыбели русского флота поможет. Плюс, по социологии, слава прошлого сейчас самая сильная основа национальной гордости россиян. И северян! А это закрепление на земле, сплочение населения, способность держать удар судьбы.
- У нас город молодой, исторических символов по минимуму. Да и те под угрозой сноса.
- Вы про дом Пикуля? Я в курсе этой истории, Михаил Гмырин рассказывал, когда встречались по раскопкам святых Антония и Феликса на Севмаше. В молодом городе, в котором нет или очень мало исторических памятников, как в Северодвинске, даже если их нет, их надо придумывать. А если есть какие-то зацепки, как с домом Пикуля, конечно, нужно делать всё, чтобы его сохранить.
Беседовала Елена САДОВА Фото
Источник: Северная неделя
23.07.2016 11:00